Надо ли учить дошкольников читать?
Всего пару десятилетий назад родители не задавали такого вопроса, потому что они могли быть уверены: в 1 классе ребенка научат читать. Что же сейчас? Сейчас обстановка коренным образом изменилась, т.к. школа по сути не занимается формированием этого навыка.
Да, буквари в 1 классе есть, их никто не отменял, также как и уроки обучения грамоте. Но если ребенок до школы не научился читать, ему будет очень трудно овладеть этим навыком по современным школьным методикам. Для многих детей требования программы оказываются просто невыполнимыми. Поэтому сегодня многие педагоги и психологи говорят о необходимости обучения чтению дошкольников.
Какие сложности могут возникнуть при обучении чтению?
Большинство родителей полагают, что если ребенок знает буквы, то он автоматически научится читать, а затем и грамотно писать. Однако знание букв не исключает серьезных трудностей у детей при обучении чтению. Чаще всего родители жалуются, что ребенок никак не может понять, как складывается слог.
Причин может быть несколько: неправильно выбранная методика, отсутствие привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание, и т.д. А ведь чтение - это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе это процесса, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Именно поэтому лучше довериться в этом вопросе профессиональным педагогам.
А если навык чтения к первому классу несформирован или сформирован неправильно?
Если навык чтения сформирован неправильно, то в 1 классе могут возникнуть следующие проблемы:
- Современные школьные программы становятся все сложнее, темп обучения увеличивается. На уроках чтения первоклассники изучают языкознание, занимаются звуко-буквенным разбором. Автоматизации навыка чтения уделяют не больше 10-15 минут, и это на весь класс – 25-30 человек! Нетрудно посчитать, сколько времени приходится на каждого ребенка. В результате, для тех детей, которые были недостаточно подготовлены к школе, требования программы оказываются просто невыполнимыми. Как следствие, не все дети могут выполнить норматив по скорости чтения.
- По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения.Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно понимает прочитанное задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося. Такие дети тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут. У них возникают трудности при формировании связного монологического высказывания.
- Что касается трудностей, которые могут возникнуть при письме, то, как показывает практика, основной причиной является несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ и синтез основываются на способности воспринимать и различать звуки, определять их место в слове, т.е. на фонематическом восприятии. Детям научиться этому без помощи взрослых очень сложно. А родители, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, часто допускают ошибки, например, путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др.
В каком возрасте лучше учить ребенка читать?
По мнению психологов, у ребенка 5-ти лет уже в достаточной мере сформированы психологические процессы для успешного обучения чтению. Кроме того, часть детей уже в 4 года успешно обучаются чтению. Поэтому, как правило, обучение чтению начинают в 4-5 лет. Однако, следует помнить, что есть дети, у которых психологические процессы, необходимые для чтения, формируются только в 6-7 лет.